Советы для родителей от ЮНИСЕФ: как развлечь детей во время войны
Игры – это не только способ развлечься и отвлечься от повседневности. Это также то, что помогает изучать окружающий мир: цвета, формы, запахи, характеристики материалов. Играя, дети адаптируются к тому, что их окружает.
К сожалению, сейчас детская повседневность совсем не похожа на ту, к которой они привыкли. Дети, совсем как взрослые, переживают стресс, страх и неопределенность. Задача родителей – помочь им справиться с этими эмоциями и переключить внимание на более приятные вещи. Как? Конечно же, при помощи игр!
Фонд ЮНИСЕФ создал буклет с играми и занятиями для детей, оказавшихся в непривычных для себя обстоятельствах. Играть в них можно где угодно, они развивают коммуникативные навыки и учат конструктивно переживать эмоции. А еще это отличный способ сбросить напряжение и для взрослых тоже. Обязательно попробуйте несколько из них!
- Пять чувств. Дайте детям задания:
- покажи 5 предметов красного (зеленого, голубого и т.д.) цвета;
- коснись 4 разных вещей и расскажи, какие они (мягкие, холодные, шероховатые);
- повтори 3 звука, которые ты только что услышал вокруг;
- опиши словами 2 запаха, которые тебя окружают;
- попробуй что-нибудь съедобное – что ты чувствуешь? (сладкое, соленое, хрустящее и т.д.)
- Общая история. Придумайте историю вместе, говоря по одному предложению по очереди.
- Ловите ритм. Вместе с ребенком пойте песню и отбивайте ее ритм чайной ложкой по чашке или ладошкой по колену. Попробуйте загадать песню и отгадать ее по ритму.
- Креативное мышление. Участники по очереди закрывают глаза. По команде ведущего нужно открыть глаза и назвать предмет, который первый попал в поле зрения. Затем – найти что-нибудь необычное в этом обычном предмете или придумать новый способ его использования.
- Игра во время еды. Когда ребенок ест какой-то продукт – он должен назвать характеристику, которая начинается на ту же букву, что и название блюда. Например, в тарелке морковь – мы едим мудрость, курица – красота, хлеб – храбрость.
- Не может быть. Каждый игрок по очереди называет нечто невероятное (вещь, природное явление, необычное животное, происшествие), а другие оценивают его идею словами "бывает" или "не бывает".
- Пантомима. По очереди бросайте друг другу мячик, называя эмоцию, чувство или мечту. Кто поймал – показывает слово мимикой и жестами. Затем называет свое слово и передает мяч дальше.
- Можно – нельзя. Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает "можно" или "нельзя". Например:
– Можно ли обниматься с родителями?
– Можно.
– Можно ли пить из-под крана?
– Нельзя - Барометр эмоций. Задаем ребенку вопрос: "Как ты себя чувствуешь?". Ребенок показывает жест, а затем озвучивает эмоцию: большой палец вверх – радость, вниз – грусть, в сторону – интерес. Придумайте свою систему определения эмоций.
- Грустный котик. Попросите ребенка представить, что он или она превратились в котика, которому нужна помощь. Котик не умеет говорить – только мяукать. Пусть ребенок покажет, что нужно котенку (погладить, взять на руки, накормить и т.п.).
- Волшебник. Взрослый становится волшебником, знающим все об эмоциях. Ребенок может "превратить" вас в любую эмоцию, а вы должны показать и рассказать о ней. Затем скажите, что каждый из нас может быть волшебником – понимать эмоции и превращать сложные переживания в конструктивные: силу, уверенность, опыт.
- Фигура, замри. Ведущий разворачивается спиной к игрокам и говорит: "Один, два, три – фигура, замри!". Игроки стараются не двигаться после слова "замри". Кто первый не удержался – выходит из игры и ждет следующего круга.